Итоги работы в 2018 году и основные задачи по развитию промышленности и предпринимательства на 2019 гол обсудили представители власти и бизнеса

12 февраля в большом зале правительства Новосибирской области состоялось совместное заседание Совета по развитию промышленности и предпринимательства при правительстве региона, Совета МАРП и Совета НГТПП.

В работе Совета приняли участие: заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров, председатель общественного Совета при министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, генеральный директор МАРП, президент Новосибирской городской ТПП Юрий Бернадский, президент МАРП, генеральный директор ООО «Сибирская Юридическая Компания» Сергей Карпекин, председатель «Союза руководителей предприятий и работодателей» Михаил Кузьмин, руководитель Управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов, начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО Василий Соколов, заместитель министра образования региона Андрей Головнин, заместитель министра сельского хозяйства области Лариса Яркова, начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития НСО Анастасия Ивашина, заместитель министра науки и инновационной политики НСО Олеся Орлова, председатель Совета НГТПП, президент НП «Новосибирский банковский клуб» Владимир Женов, председатель новосибирского отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов, председатель «Союза налогоплательщиков Новосибирской области» Александр Лубенец, директор ГУП «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» Сергей Ярков, руководитель обособленного подразделения в Новосибирске АО «Российский экспортный центр» Елена Брагова, депутаты Законодательного собрания, представители органов власти, руководители предприятий, предприниматели.

Итоги работы промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса в 2018 году подвел Андрей Гончаров. Он отметил, что по итогам 2018 года индекс промышленного производства в регионе составил 105,6%, что выше среднего по стране. Это стало возможным за счет реализации высокотехнологичных проектов развития предприятий, в частности, в рамках программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. На поддержку промышленности в рамках реализации областной госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» в 2019 году предусмотрено 94,17 млн рублей, в том числе в Фонде развития промышленности Новосибирской области 40 млн рублей.

По словам министра, на начало 2019 года в регионе зарегистрировано около 147 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Оборот малых и средних предприятий в январе-сентябре 2018 года составил 1 106,9 млрд рублей, что составляет 51,3 % от оборота всех предприятий и организаций Новосибирской области за аналогичный период. Меры господдержки малого и среднего предпринимательства в 2019 году составят 819 млн рублей, как из областного, так и из федерального бюджета. В 2018 году открылся областной Центр поддержки предпринимательства, целью работы которого является содействие повышению «выживаемости» вновь созданного бизнеса, а также повышение конкурентоспособности и масштабирования действующего.

О приоритетах деятельности деловых объединений Новосибирской области говорил Юрий Бернадский. Он отметил, что более 60 производственных проектов получили   неналоговые формы поддержки на сумму 95 млн рублей. Однако в регионе работают больше 10 тысяч только производственных предприятий. По его словам, для того чтобы нарастить объем производства и создать условия для развития предприятий, нужны дополнительные стимулы для собственных инвестиций, тогда предприятия смогут больше собственных средств вложить в развитие. Для этого необходимо принимать областной закон «Об инвестиционном налоговом вычете».

МАРП провел опрос среди промышленных предприятий. Половина из них могли бы использовать эту льготу для масштабирования бизнеса, другая половина считает более целесообразным использовать амортизационные отчисления. В прошлом году не удалось внести этот законопроект в Заксобрание. Это одна из задач, которую МАРП и НГТПП ставят перед собой на 2019 год. Принятие данного закона, приведет к тому, что рост инвестиций, полученных за счет этой льготы, будет способствовать формированию новой налоговой базы в перспективе.

Председатель Совета директоров ООО «Новосибирский оловянный комбинат» Александр Дугельный поднял тему о необходимости пересмотра закона о банкротстве. Он предложил минпромторгу и департаменту промышленности мэрии Новосибирска на региональном уровне подумать о поддержке наиболее значимых предприятий. Например, ОАО «Сибэлектротерм», предприятие, которое может выпускать продукции на 10 млрд рублей в год, работать на экспорт, остановлено. Необходимо принимать меры, чтобы сохранить завод. В противном случае российским производственным предприятиям придется покупать подобную продукцию в Китае.

Александр Дугельный считает, что сейчас необходимо выходить с законодательной инициативой о корректировке федерального закона, чтобы стадия банкротства была защитительной, а не ликвидирующей предприятия. Подобный механизм государство уже разработало для банков. Необходимо сохранять производственные предприятия, у многих из которые есть большой потенциал. Проще и гораздо эффективнее сохранить действующие предприятия, чем создавать новые.

О необходимости поддержки машиностроительных и металлообрабатывающих производств говорил генеральный директор ПАО «Сиблитмаш» Анатолий Масалов. Он отметил, что доля обрабатывающей промышленности в ВРП области сокращается. Задача минпромторга — спасти оставшиеся предприятия. Если не будет дальше развиваться в Новосибирске машиностроение и металлообработка, мы получим то же самое, что и в конце 80-х годов прошлого века.

Подводя итоги, Сергей Семка уточнил, что для рассмотрения законопроекта «Об инвестиционном налоговом вычете» необходимо дать обоснование минфину о его бюджетной эффективности и оценить возможные потери для бюджета при введении этой льготы. Он также отметил, что нужно детально проработать предложения по корректировке закона о банкротстве, прежде чем оформлять их в законодательную инициативу.