18 декабря 2024 года состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на территории Новосибирской области.
В мероприятии приняли участие: первый заместитель Председателя Правительства НСО Владимир Знатков, заместитель министра экономического развития НСО Виталий Шовтак, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры НСО Сергей Бачурин, генеральный директор МАРП Юрий Бернадский, помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в НСО Анна Соломатина, члены рабочей группы КНД.
Рассматривались вопросы: 1. Реализация Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности на территории региона: предварительные итоги 2024 г., приоритетные направления, утверждение «дорожной карты». 2. Задачи и направления по снижению административного давления на бизнес в НСО. 3. Меры по снижению контрольно-надзорной нагрузки на предпринимателей в 2025 г.
С докладом «О реализации Концепции совершенствования контрольной деятельности на территории региона: предварительные итоги, приоритетные направления, утверждение «дорожной карты» выступил заместитель министра экономического развития Новосибирской области Виталий Шовтак. Достигнутые результаты развития системы управления рисками в 2024 г.: 1. Завершена работа по приведению индикаторов риска (ИР) в соответствие с 248-ФЗ. 2. Обеспечено повышение эффективности применения ИР. С 27.06.2024 впервые был представлен рейтинг субъектов РФ по КНД, где Новосибирская область заняла 5 место по СФО.
В рамках развития системы управления рисками на 2025 г. включены следующие задачи: 1. Разработка критериев отнесения объектов контроля к соотв. категории риска, учитывающих добросовестность контролируемых лиц. 2. Актуализация и разработка новых индикаторов. 3. Увеличение доли проверок, проводимых по индикаторам риска до 5 %. 4. Повышение эффективности применения индикаторов до 70 %. 5. Разработка (актуализация) типовых индикаторов риска по видам муниципального контроля.
В рамках мероприятия «Дорожная карта» в 2025 г. поставлены задачи: 1. Актуализация положений по видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в связи с изменениями федерального закона № 248-ФЗ. 2. Разработка порядка проведения обязательного профилактического визита по поручению Губернатора Новосибирской области по видам государственного контроля (надзора). 3. Внедрением рейтинга региональных и муниципальных контрольных органов по качеству осуществления КНД. 4. Повышение компетенции инспекторского состава контрольных органов.
Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Новосибирской области Сергей Бачурин проинформировал о мерах по снижению контрольно-надзорной нагрузки на предпринимателей. Система контроля-надзора движется в сторону профилактического подхода. Количество профилактических мероприятий превышает количество контрольно-надзорных в 6,1 раз, что ведет к снижению тяжести нарушения и уменьшению суммы штрафов.
Помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Анна Соломатина рассказала о задачах и направлениях по снижению административного давления на бизнес в регионе.
Она отметила, что с каждым годом ситуация заметно меняется, обращений по вопросам контрольно-надзорной деятельности становится все меньше. Так, на текущий момент за 2024 год доля таких обращений составляет — 4,3% (для сравнения в 2018 году — 23%). Анализ показывает, что система качественно поменяла свой характер, проверок стало меньше, при этом сохранился и уровень безопасности. Профилактический подход ведет к снижению тяжести нарушений, большему вниманию контрольных органов к выполнению прямых задач по снижению рисков, а не к увеличению суммы штрафов. В целях выстраивания диалога между предпринимателями и органами контроля аппарат участвует в публичных мероприятиях по обсуждению результатов правоприменительной практики по видам государственного контроля, круглых столах, конференциях, общественных советах и рабочих группах, на регулярной основе проводится работа по повышению уровня юридической грамотности субъектов предпринимательской деятельности. С сентября 2024 года вступили в силу новые размеры судебных государственных пошлин. В связи с данными изменениями возрастает значение процедур досудебного обжалования и медиации. В случае несогласия с решением гос. органа, досудебный порядок обжалования обязателен с сентября по ряду видов разрешительной деятельности. В утвержденный перечень вошли наиболее востребованные у заявителей виды разрешительной деятельности. Всего 202 вида различного рода аттестаций, государственных регистраций, разрешений на работы и строительство, оформление сертификатов и т.д. Для оспаривания действий разрешительных органов можно направить жалобу через портал «Госуслуг». При этом закон о контроле и надзоре позволяет к заявлению прикрепить мнение регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей. И орган контроля будет обязан рассмотреть позицию бизнес-омбудсмена по досудебной жалобе и дать ответ, по существу. Представитель аппарата Уполномоченного отметила, что в 2024 году Агентство стратегических инициатив определило Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Новосибирская область сохранила свои позиции и осталась на 13-м месте. Детальный анализ показал, что наиболее существенное улучшение позиций (переход в следующую группу, положительная динамика по отношению к 2023 году) продемонстрировали четыре показателя, совершив переход на 2-3 позиции выше, в том числе: Доля предупреждений от общего числа наказаний с 46.56 (С) на 85.06 (А). Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий с 64.55 (D) на 96.29 (B). Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных остался в той же группе С, при этом положительно снизив показатель с 5.28% до 0.98
Также Анна Соломатина обратила внимание на ряд важных задач и направлений работы: профилактика нарушений: доработка 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле в части совершенствования порядка выдачи разъяснений и рекомендаций по итогам проведения проф. визитов и консультирования, в оптимизации муниципального контроля; оценка регулирующего воздействия проектов и экспертиза нормативных правовых актов, которая позволяет снять излишнее регулирование, избыточные требования и необоснованные расходы бизнеса. Так, в 2024 году аппаратом было рассмотрено 45 уведомлений и проектов и действующих НПА Новосибирской области, 33 — города Новосибирска, 23 — иных муниципальных образований. Замечания и предложения бизнеса учитываются в более 88% случаев. В работе остаются индикаторы риска: действие моратория на плановые неналоговые проверки бизнеса продлено до 2030 года, при этом плановые проверки сохраняются в отношении объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, установлена возможность проведения обязательного профилактического визита на основании поручений президента или правительства РФ.
В тоже время число индикаторов риска нарушений обязательных требований растет. И поскольку они являются только признаками нарушений, безусловным основанием для внеплановой проверки она должны быть только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска. В отношении неопасных объектов индикатор должен стать основанием для проведения только профилактических мероприятий – в том числе «принудительных» профилактических визитов, которые допускают осуществление контрольных действий и выдачу предписаний без наложения административных санкций.
Сферы применения таких «принудительных» профилактических визитов необходимо расширять на все категории хозяйствующих субъектов. Они должны становиться альтернативой как плановым, так и внеплановым контрольно-надзорным мероприятиям.
Одной из основных задач МАРП является объединение делового сообщества региона для создания комфортной бизнес — среды, взаимодействия с контрольно — надзорными органами, оценка регулирующего воздействия НПА на возможность ведения бизнеса без административного давления и дополнительных ограничений, поддержка производства и предпринимательских инициатив, общественно значимых проектов, стимулирование экономической активности и содействие развитию экономики.