О пониженном тарифе страховых взносов
Направляем информацию, подготовленую отделом камерального контроля налога на доходы физических лиц и страховых взносов по п. 4 Протокола заседания Общественного совета при УФНС России по Новосибирской области от 24.09.2026 № 3.
По итогам проведенного ФНС России семинара-совещания Управление сообщает следующее.
С 1 января 2026 года субъекты МСП могут применять пониженный тариф страховых взносов в размере 15% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (п. 2.4 ст. 427 НК РФ). Но это возможно только при соблюдении условий, установленных п. 13.3 ст. 427 НК РФ, а именно:
— основной вид экономической деятельности, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, должен входить в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р;
— по итогам отчетного (расчетного) периода доля доходов от осуществления основного вида деятельности должна составлять не менее 70% от суммы всех доходов, определяемых в порядке глав 23, 25 или 26.2 НК РФ.
В федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения в отношении порядка внесения и отражения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений о кодах по ОКВЭД. Предусмотрен поэтапный переход на новый порядок определения кодов ОКВЭД в период с 2026 по 2028 годы.
В ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержаться два типа кодов по ОКВЭД: заявительный и отчетный.
Заявительные коды по ОКВЭД определяются организацией самостоятельно.
Отчетные коды по ОКВЭД с 2026 года определяет Росстат по статотчетности страхователей и передает в ФНС России до 10 апреля текущего года для внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Если Росстат определяет для субъектов МСП отчетный код по ОКВЭД, отличный от заявительного кода, и этот код не входит в Перечень приоритетных отраслей, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 4125-р, то право на пониженный тариф утрачивается с начала расчетного периода, то есть с 1 января текущего года.
И наоборот, если отчетный код по ОКВЭД входит в перечень приоритетных отраслей, то право на пониженный тариф возникает с начала расчетного периода, то есть с 1 января текущего года.