09 апреля 2025 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему: «Перспективы сотрудничества России и Китая в области тяжелой промышленности»

В мероприятии приняли участие: Евгения Дмитриева — управляющий партнер Сервис Синопей/ГК Синорусс, Игорь Ветрюк — Председатель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опоры России Приморского края, Господин Ли Эньлинь — старший вице-президент Xinhai Technology, Николай Олихин — директор по инновационным проектам «Муромский завод трубопроводной арматуры», более 60 представителей компаний занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Тяжелая промышленность является основой экономик России и Китая, включая такие ключевые отрасли, как металлургия, горнодобывающая промышленность, машиностроение, судостроение, нефтегазовая и атомная отрасли. В условиях современных геополитических вызовов сотрудничество между двумя странами приобретает особую значимость.

Евгения Дмитриева рассказала о текущем состоянии, перспективах развития и ключевых аспектах сотрудничества России и Китая в сфере тяжелой промышленности. Сотрудничество России и Китая в тяжелой промышленности имеет глубокие исторические корни — СССР играл ключевую роль в создании промышленной базы Китая. После 2022 года Китай стал основным партнером России в условиях международных санкций, что усилило взаимозависимость двух стран. Санкционное давление на Россию привело к ряду изменений в российской тяжелой промышленности — импортозамещение и локализация производства, активное развитие собственных производственных мощностей. С помощью государственной поддержки увеличились инвестиции в ключевые отрасли, также произошло ускоренное внедрение цифровых технологий. В целом благодаря санкциям Россия переориентировалась с европейского и американского рынков на восток, в частности на Китай. Так, например «Северсталь» заключил контракты по поставке оборудования на сумму более 12 млрд. рублей. «РУСАЛ» организовал совместное предприятие с Hebei Joy Sense, что позволило увеличить экспорт алюминия в Китай на 24,9% в 2024 г., а это 3,58 млрд. долларов. Магнитогорский металлургический комбинат заключил контракт с китайской компанией Sinosteel на сумму 6,7 млрд. рублей в сфере развития «зеленых» технологий и строительства коксохимического завода стоимостью 840 млн. долларов. Появились и проблемы, связанные с риском введения вторичных санкций, такие как отказ иностранных банков от работы с Россией, необходимость скрывать конечных покупателей, необходимость структурирования фин. потоков через дружественные юрисдикции для защиты платежей от блокировок и возвратов.

Об экономических трендах и перспективы развития Приморского края, как ключевого транспортного и промышленного центр Дальнего Востока рассказал Игорь Ветрюк. Приморский край демонстрирует устойчивый рост экономики, что подтверждается ключевыми показателями за 2024 год. Валовый региональный продукт (ВРП) превысил 1 трлн рублей, а грузооборот морских портов достиг 161,5 млн тонн, что на 3,4% больше по сравнению с предыдущим периодом. Основу экономики края составляет транспортный сектор, который обеспечивает 43% ВРП. Крупнейшие морские порты — Владивостокский, Восточный и «Суходол» — показали значительный рост грузооборота. Например, порт Восточный увеличил объемы на 107,4%, обработав 28,3 млн тонн грузов. Доля контейнерооборота Приморья в общероссийском грузообороте составила 44%. В ближайшие годы планируется реализация масштабных проектов, таких как: Транспортно-логистический центр «Артём» (инвестиции — 20 млрд рублей, запуск в 2027 году); Евразийский рыбный центр (мощность — 230 тыс. тонн продукции, запуск в 2028 году); Морской контейнерный терминал «Астафьева» (мощность — 260 тыс. ДФЭ, запуск в 2030 году); Модернизация автомобильных пунктов пропуска позволит увеличить их пропускную способность до 328,5 тыс. авто в год к 2026 году. Промышленный сектор Приморья вырос на 15% в 2024 году. Обрабатывающие отрасли, включая судостроение и производство стройматериалов, показали рост на 12,8%. Судостроительный комплекс «Звезда» уже спустил на воду 22 судна, а в портфеле заказов остаётся ещё 64 единицы. Среди новых проектов: Приморский металлургический завод (запуск в 2026 году, производство стальных труб — 300 тыс. тонн в год); Находкинский завод минеральных удобрений (1,7 млн тонн аммиака в год, запуск в 2028 году); Судостроительная верфь «Приморская» (запуск в 2030 году). Инвестиционная деятельность в крае активно развивается: 57 резидентов промышленного парка «Большой Камень» привлекли 432 млрд рублей. В энергетическом секторе запланированы: Строительство Артемовской ТЭЦ-2 (+440 МВт, 2027 год); Модернизация Приморской ГРЭС (+425 МВт, 2025 год); Строительство АЭС в ЗАТО Фокино (1 ГВт, 2033 год). Прогнозируется, что к 2035 году потребление мощности в регионе достигнет 2 ГВт.

Старший вице-президент Господин Ли Эньлинь сообщил что Shandong Xinhai Technology Co., Ltd. — ведущее предприятие, основанное в 2007 году и расположенное в уезде Цзюньань города Линьи провинции Шаньдун. Компания занимает площадь 534 гектара, обладает общими активами в 26 миллиардов юаней и насчитывает более 8000 сотрудников. Основные направления деятельности включают металлургию, электроэнергетику, торговлю, логистику и складирование, что делает её ключевым игроком в регионе. Город Линьи, где расположена компания, находится на пересечении Экономического пояса Лунаня и Голубой экономической зоны полуострова Шаньдун. Это стратегическое расположение обеспечивает отличную транспортную доступность, включая скоростные автомагистрали и высокоскоростные железные дороги, что делает компанию важным узлом в рамках национальной стратегии «Один пояс, один путь». Компания находится в зоне покрытия семи крупных прибрежных портов, включая порты Циндао, Дунцзякоу, Жичжао, Ланьшань, Ланьцяо, Чжэван и Ляньюньган. Ближайшие порты расположены всего в 30 км, а остальные — в пределах 100 км, что обеспечивает превосходные условия для логистики и судоходства. Shandong Xinhai Technology Co., Ltd. остается важным драйвером экономического развития региона и вносит значительный вклад в реализацию национальных стратегических инициатив.

По итогам совещания отмечено, что Китай остается стратегическим партнером России в тяжелой промышленности. Несмотря на вызовы, связанные с санкциями, сотрудничество двух стран продолжает развиваться через совместные проекты, технологический обмен и логистическую интеграцию. Перспективы включают расширение экспорта, углубление кооперации и решение финансовых и логистических вопросов.

Одной из основных задач МАРП является объединение делового сообщества региона для создания комфортной бизнес — среды, поддержка производства и предпринимательских инициатив, проектов в сфере внешнеэкономической деятельности, стимулирование экономической активности и содействие развитию экономики.