В Новосибирске состоялись публичные слушания по проекту закона об областном бюджете на 2019 год
7 ноября в Законодательном собрании Новосибирской области депутаты регионального парламента, городского совета, члены правительства, представители общественных организаций и деловых союзов обсудили проект бюджета региона на 2019 год, представленный областным правительством.
Приветствуя участников слушаний, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Андрей Панферов отметил, что проект бюджета является социально-ориентированным, его главная задача – обеспечение финансовой сбалансированности и роста доходной базы. Он подчеркнул, что при принятии бюджета будут учтены все наказы жителей области и предложения общественных организаций.
О проекте социально-экономического развития Новосибирской области на ближайшие три года, исходя из которого планировался бюджет, рассказал заместитель министра экономического развития Лев Решетников. Он отметил основные факторы, которые сдерживают социально-экономическое развитие региона. В частности: продолжающееся отставание размера начисленной заработной платы и среднедушевого денежного дохода от среднероссийского уровня; недостаток инвестиций на фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, определяющих экономическое развитие области, а также недостаточный уровень внедрения инновационных технологий при высоком уровне их разработки.
Кроме того, замминистра обратил внимание на неблагоприятную половозрастную структуру: в регионе растет доля населения младше и старше трудоспособного возраста, что ведет к увеличению нагрузки на трудоспособное население. Сдерживающими факторами являются — несбалансированность территориального развития региона, недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры. К приоритетам социально-экономического развития региона Лев Решетников отнес развитие человеческого капитала и социальной сферы; развитие эффективной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции; создание современной и безопасной среды для жизни; совершенствование государственного и муниципального управления процессами социально-экономического развития Новосибирской области в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Проект закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» представил заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко. Министр отметил, что проект бюджета носит позитивный характер, в частности, прогнозируемый прирост собственных доходов бюджета региона в 2019 году составит 10,5 млрд рублей, а большую часть дополнительных доходов планируется направить на развитие социальной и бюджетной сфер.
Анализируя доходную часть бюджета, Виталий Голубенко отметил, что объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2019 год прогнозируется в сумме 128,8 млрд рублей, с приростом к ожидаемой оценке текущего года на 9%. Изменение объема налоговых доходов в 2019 году предполагается за счет роста поступлений налога на прибыль организаций на 3,1 млрд тыс. рублей (на 8,2%) от уровня ожидаемых поступлений в 2018 году, налогов на совокупный доход – на 3,1 млрд рублей (на 31,2%), налога на доходы физических лиц – на 2,67 млрд рублей (на 7,3%), акцизов по подакцизным товарам – на 1,6 млрд рублей (на 11,5%). Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета запланирован в соответствии с проектом федерального бюджета на 2019 год – в размере 18,785 млрд рублей, 2020 год – 15,556 млрд рублей, 2021 год – 12,9 млрд рублей. Таким образом, доходная часть областного бюджета на предстоящий год планируется в объеме 147,583 млрд рублей, в 2020 году — 153,708 млрд рублей, в 2021 году – 162,49 млрд рублей.
Расходы областного бюджета Новосибирской области на 2019 год запланированы с увеличением к ожидаемому уровню исполнения 2018 года на 7,4% — в размере 151,364 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 3,781 млрд рублей. В 2020 и 2021 годах бюджет планируется бездефицитным.
Приоритетные направления бюджета — индексация по социальным обязательствам, увеличение расходов на реализацию программ по переселению ветхого и аварийного жилья, поддержание объёмов финансирования программ по обеспечению жителей области чистой водой, газификация территорий, повышение зарплат работников бюджетной сферы.
Руководитель Управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области Алексей Легостаев предостерег от риска сверхожиданий, напомнив, что 90% доходов бюджета получено за счет налоговых поступлений. По его словам, увеличение налоговых поступлений зависит от роста ВРП и роста фонда заработной платы, в то время как прогноз социально-экономического развития области достаточно умеренный. Также необходимо активизировать работу межведомственных комиссий, которые должны повлиять на сокращение неформальной занятости и задолженности по платежам в бюджет.
Генеральный директор МАРП Юрий Бернадский говорил о важности стимулирования реальной экономики. Он обратил внимание на необходимость включения в бюджет расходов на весь комплекс программ государственной поддержки предпринимательства, тем более что они уже показали свою эффективность. В частности расширение доступа производственных и инновационных компаний к льготному финансированию технического перевооружения в приоритетных отраслях. Модернизации системы поддержки экспортеров. Промышленность базовая отрасль, основной драйвер развития Новосибирской области. К 2030 г. ее доля в ВРП должна вырасти с 18% до 21,5%, а объем производства увеличиться больше чем в 2 раза. В регионе создан и уже начал свою деятельность Фонд развития промышленности, с помощью которого, ежегодно выделяя из областного бюджета по 100 млн рублей на развитие промышленного производства, реализацию инновационных и научно-технических проектов, за 3 года можно привлечь в регион 700 млн рублей федеральных средств.
Юрий Бернадский выступил с инициативой создать бюджет развития Новосибирской области: не менее 50% прироста бюджета направлять на развитие сферы материального производства, чтобы обеспечить рост ресурсной, налоговой базы и инфраструктуры в будущем.
По итогам публичных слушаний все рекомендации будут направлены в профильный комитет регионального парламента. Далее проект областного бюджета рассмотрят депутаты во всех комитетах, после чего он будет вынесен на сессию для рассмотрения в первом чтении. Окончательно областной бюджет будет утвержден депутатами в декабре 2018 года.